РЕКУРСИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОПИСАНИЕ



8.5. РЕКУРСИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Рекурсия - это такой способ организации вычислительного процесса, при котором подпрограмма в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе.

Рассмотрим классический пример - вычисление факториала. Программа получает от компонента edinput целое число n и выводит в компонент lboutput значение N!, которое вычисляется с помощью рекурсивной функции Factorial.

При выполнении правильно организованной рекурсивной подпрограммы осуществляется многократный переход от некоторого текущего уровня организации алгоритма к нижнему уровню последовательно до тех пор, пока, наконец, не будет получено тривиальное решение поставленной задачи. В нашем случае решение при n = 0 тривиально и используется для остановки рекурсии.

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

Function Factorial(N: Word): Extended;

begin

if N = 0 then

Result : = 1 else

Result := N * Factorial(N-1)

end;

var

N: Integer;

begin

try

N := StrToInt(Trim(edinput.Text));



except

Exit; end;

IbOutput.Caption := FloatToStr(Factorial(N))

end;

Рекурсивная форма организации алгоритма обычно выглядит изящнее итерационной и дает более компактный текст программы, но при выполнении, как правило, медленнее и может вызвать переполнение стека (при каждом входе в подпрограмму ее локальные переменные размещаются в организованной особым образом области памяти, называемой программным стеком).

Рекурсивный вызов может быть косвенным. В этом случае подпрограмма обращается к себе опосредованно, путем вызова другой подпрограммы, в которой содержится обращение к первой, например:

Procedure A (i : Byte);

begin

В (i);

end;

Procedure В (j : Byte) ;

begin

а(j);

end;

Если строго следовать правилу, согласно которому каждый идентификатор перед употреблением должен быть описан, то такую программную конструкцию использовать нельзя. Чтобы такого рода вызовы стали возможны, вводится опережающее описание:

Procedure В (j : Byte) ; For.gif" >




Содержание раздела